ВНИМАНИЕ!!! ЭТОТ САЙТ НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ!!! НАШ НОВЫЙ АДРЕС – detsad1vilgort.jimdo.com

Проект "Молодость древнего села»

МБДОУ «Детский сад №1 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

Проект

«Молодость древнего села»

Группа «Почемучки» (от 4 до 7 лет) 

Подготовила: Дуркина Надежда Петровна

Февраль 2012 года

Тип проекта: Исследовательский;

Классификация: Надпредметный (социально – значимый);

Характер координаций: открытый;

Характер контактов: внутригрупповой;

Количество участников: группа «Почемучки» (смешанная от 4 до 7 лет), воспитатели, родители, работники музея, библиотеки.

Продолжительность проекта: длительный (в течении 3 лет: средняя, старшая, подготовительная группы).

Тема проекта с творческим названием: «Молодость древнего села».

Цель: 1. Выявить уровень знаний детей о Коми крае;

2. Формировать целостную систему знаний о Коми крае,

Сыктывдине, Выльгорте;

 3. Воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к нашей

Республике, селу, людям, труду взрослых.

Методические задачи: 1. Уточнять знания детей о нашей республике;

2. Формировать умение находить источники информации;

3. Формировать умение работать вместе с другими детьми

и взрослыми.

4. Учить анализировать свои успехи, ошибки.

Проблема: Какая она – наша республика, наше село?

Проблемные вопросы темы проекта:

1. Как называется наша республика?

2. Как называется самый главный город, столица республики?

3. Что символизирует флаг нашей республики?

4. Что символизирует герб Сыктывдина?

5. Как называется наше село?

6. Как переводится название нашего села на русский язык?

7. Какие улицы села вы знаете?

8. В честь кого названы улицы села?

9. Какие достопримечательности вы знаете в нашем селе?

10. Что производят, изготавливают в нашем селе, районе, республике?

11.  Люди, каких национальностей живут в нашей республике?

12.  Где строили дома в древности?

13.  Чем занимались люди в старые времена?

 

Этапы знакомства с нашей республикой, с нашим селом.

 

Название этапа

Вид деятельности

1

Обсуждение темы

· Предварительный тест.

· Занятие «Что я знаю о своем селе, о республике».

2

Обсуждение плана действий детей с воспитателем

· Беседа « Как узнать больше о Коми крае?»

3

Обсуждение с детьми возможных источников информации

· Рассматривание альбомов, открыток о г. Сыктывкаре,

с. Выльгорте;

· Просмотр телепередач, просмотр журналов и т.д.

4

Самостоятельная работа детей

· Беседа детей с родителями, дедушками, бабушками и другими взрослыми; Рассматривание фотографий, подготовка фотографий.

5

Самостоятельная работа группы

· Рассматривание картин, иллюстраций, семейных альбомов;

· Чтение рассказов, сказок.

6

Совместная работа детей и воспитателя

· Занятие – тест «Что мы знаем о нашей республике, нашем селе?»;

· Занятия по краеведению;

· Знакомство с гимном Сыктывдина;

· Рассматривание предметов народно – прикладного искусства;

· Заучивание стихов на коми языке;

7

Работа родителей совместно с детьми

· Анкетирование родителей;

· Составление древа семьи;

· Сбор старинных предметов быта в мини-музей детского сада;

· Участие в акции «Друзья птиц»;

8

Игровая деятельность

· Знакомство с коми народными играми;

· Д/игры: «Укрась платье», «Найди две одинаковые рукавички», «дочки – матери» и т.д.;

9

Музыкальная деятельность

· Заучивание с детьми песен на коми языке;

· Прослушивание диска с песнями на русском и коми языках группы «Потешки»

с. Выльгорт;

· Разучивание коми танцев;

10

Экскурсии

· Экскурсии по с. Выльгорт;

· Посещение детской библиотеки, музея;

· Экскурсии в школу, Центр народных ремесел «Зарань»;

11

Анализ успехов и ошибок

· Занятия « Что? Где? Когда?», Экологическая викторина, «Молодость древнего села»;

12

Защита проекта

· Беседа «Что мы узнали?»

· Оформление выставки «Предметы быта коми народа»;

· Участие в конкурсе рисунков «Сыктывдин глазами детей»;

· Оформление выставки «Герои коми сказок».

13

Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей

· Рассматривание растений, животных коми края;

· Обращать внимание детей на красоту северной природы.

· Участие в акции «спасем елочку».

 

Используемая литература: 

1. «Коми народные сказки»;

2. «Пословицы и поговорки»;

3. «Детям о культуре народов коми» Сыктывкар, 1995г.;

4. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем» Сыктывкар, 1990г.;

5. «Обучение коми языку детей дошкольного возраста» Сыктывкар, 1989г.;

6. «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми народа» Сыктывкар, 1998г.;

7. «Занимательное краеведение» игровые задания для детей дошкольного возраста. Сыктывкар, 1998г.;

8. «Сказ о земле Сыктывдинской» Выльгорт, 2006г.;

9. Энциклопедия «Республика Коми» 1, 2 том Сыктывкар, 1997г.;

10. «Рассказы по истории Коми края» Сыктывкар, 2010г.

11. «Коми народный эпос» Москва, 1987г.

12. «Видза олан!» Сыктывкар, 2007г.

Открытое занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?»

Тема: «Молодость древнего села».

Цель: 1. Уточнить знания детей о нашем селе.

2. воспитывать любовь к родному краю.

Предшествующая работа:

1. Экскурсии по селу.

2. Знакомство с образом Д.Каликовой.

3. Знакомство с С.И.Налимовым.

4. Рассматривание альбомов «Молодость древнего села», «Коми АССР».

5. Беседа с детьми о труде взрослых. Чем занимались люди раньше и сейчас.

6. Посещение музея.

Словарная работа: неузнаваемо, изменилось, мастера своего дела, партизанка, героиня, знаменитая.

Материал: волчок, конверты с вопросами, фотографии старого и нового села, самовар, электрочайник, керосиновая лампа, светильник, старый и новый утюги.

Дети сидят на стульчиках полукругом, на столе – волчок и разноцветные конверты с вопросами.

Ход занятия:

«Ты славишься легендами и былью

И, гордости сыновей не тая,

Всегда я рад тебе, мой милый Выльгорт,

Мое начало, молодость моя».

Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Что? Где? Когда?». Может быть, кто-то из вас догадался, о чем мы с вами будем говорить? (о Выльгорте). Посмотрите, у меня на столе разложены конверты с вопросами. С помощью волшебной стрелки  выберем, какой конверт мы откроем первым.

1. Почему наше село называется Выльгорт? Как оно переводится с коми языка? Выльгорт – село старинное. Сколько же ему исполнилось лет?

2. Расскажите, как жили люди раньше, в каких домах? Чем занимались люди раньше?

Много лет прошло с тех пор, неузнаваемо изменилось наше село.

3. На стенде висят фотографии. Выберите фотографии современного села и фотографии старинного села.

4. На столе лежат предметы домашнего быта. Какими предметами пользовались в старину, а какими предметами пользуются и сейчас? Для чего они нужны? (зажечь керосиновую лампу).

5. Назовите, какие улицы села вы знаете? В честь кого названы эти улицы? На какой улице находится наш детский сад? В честь кого названа эта улица?

6. На столе лежат музыкальные инструменты. Какой музыкальный инструмент усовершенствовал С.И.Налимов, уроженец нашего села?

7. Но главная гордость нашего села – это жители, труженики. В нашем селе живут, мастера своего дела, отличные работники. Расскажите, где они трудятся?

В этой маленькой шкатулке лежит то, что делают на нашей фабрике. (маленькие валеночки).

8. Какая фабрика, единственная в нашей республике, есть в нашем селе? Что на ней делают?

Вот и кончились конвертики с вопросами на нашем столе, остановилась волшебная стрелка. Мне очень понравились ваши ответы, вы много знаете о нашем селе.

«Ты славишься легендами и былью,

Село мое, всем коми селам – брат,

Расти и молодей, мой милый Выльгорт,

Желаю счастья, мира и добра».

 

Экологическая викторина (подг.гр.)

Цель: 1. уточнить и закрепить знания детей об экологии.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Конверты с вопросами, фишки, магнитофон, кассета.

Ход занятия: Ребята, сегодня к нам приходил почтальон и принес вот этот конверт. На конверте адрес нашего детского сада и название нашей группы. А кто в конверте? Письмо от Почемучки. Ребята, а вы знаете, кто такой Почемучка и почему его так назвали? Давайте посмотрим, что он нам написал.

«Здравствуйте, ребята, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший друг,

он им протянет сотни рук

и тысячи ладошек». (лес)

Ребята, я никогда не видел лес. Не знаю, кто там живет и что там растет. Не могли бы вы рассказать о лесе?

Почемучка».

Что-то еще есть в конверте… Что же? Здесь лежат конверты с вопросами, на которые хотел бы найти ответы Почемучка. Ребята, а вы писать умеете? А как же Почемучка узнает, что мы ему ответим? Ваши ответы мы запишем на магнитофон.

Вопросы:

 1. Каким должен быть настоящий друг?

 2. Почему люди любят ходить в лес?

 3. Докажите, что растение живое. Что происходит с растениями зимой?

 4. Как можно объяснить: «Лес – друг человека?»

 5. Почему нужно охранять природу?

 6. Кто такие лоси и как выручают длинные ноги с раздвоенными копытами?

7. Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птице зимой?

8. Кто на снегу какой след оставил?

9. Ребята, вы читали рассказ «Почему плачет синичка?» , как вы объясните, почему же она плачет?

10. Где охраняют природу? Какие заповедники вы знаете?

Ребята, мы с вами ответили на все вопросы. Я думаю, что Почемучка останется доволен нашими ответами, но чтобы он лучше представил, что такое лес, мы положим в конверт открытки о лесе и кассету с нашими ответами.

Теперь мне хочется вам пожелать, чтобы вы смотрели на природу так, как смотрит друг: глазами доброго человека. Не забывайте заповеди. Какие заповеди вы знаете? Давайте их скажем:

· Никогда не залезайте на деревья, они живые;

· Не разоряйте гнезд;

· Не забывайте счищать снег с кормушек, подсыпать корм, но так, чтобы не спугнуть птичек;

· Не вредите ни каким животным;

· Не лишайте землю красоты.

Мне хочется, чтобы эти слова остались в сердце каждого из нас.

Занятие по краеведению (подг.гр.)

Форма занятия – игра «Счастливый случай»

 

Цель: Выявить уровень знаний детей о Коми крае, продолжать четко и обдуманно отвечать на заданные вопросы, воспитывать интерес к родному краю.

Ход занятия:

Ребята, вспомните, в какие игры – викторины мы с вами играли? (Что? Где? Когда?, «Поле чудес», «КВН»). Сегодня я хочу вам предложить новую игру «Счастливый случай». Чтобы в нее играть, нам надо разделиться на две команды. Вот в корзине грибочки. Все, кто выберет грибочки с желтой шляпкой, будут в одной команде, а с красной шляпкой – в другой команде. Сегодняшняя игра посвящена нашему родному краю и посмотрим, кому выпадет счастливый случай выиграть в игре. И так, разминка. Я задам по три вопроса каждой команде.

1. Как называется наша республика?

2. Сколько лет нашему селу?

3. Что такое Парма?

1. Как называется наше село?

2. Как называется березовая кора?

3. Как называется улица, на которой находится наш детский сад?

5 сентября 2013 в 13:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.